19 мая в зеленом зале Президиума Дальневосточного отделения Российской академии наук прошло торжественное собрание, посвященное 50-летнему юбилею создания Национального оператора научно-исследовательского флота Минобрнауки России.
Со словами поздравлений в адрес НацОНИФ на торжественном мероприятии выступили председатель думы города Владивостока Андрей Петрович Брик, начальник Управления охраны окружающей среды и природопользования администрации города Владивостока Александр Сергеевич Волобуев, заместитель Председателя ДВО РАН, директор Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичёва, академик РАН Григорий Иванович Долгих, директор Тихоокеанского института биоорганической химии им. Г.Б. Елякова доктор биологических наук Павел Сергеевич Дмитренок, исполняющий обязанности директора Института проблем морских технологий им. М.Д. Агеева кандидат технических наук Алексей Анатольевич Борейко, главный ученый секретарь ДВО РАН академик РАН Виктор Всеволодович Богатов.
Более двадцати благодарностей было вручено нашим ветеранам, многие из которых бессменно трудятся на предприятии двадцать и более лет.
Первым знаковым событием на пути становления НацОНИФ считается 29 марта 1973 года, когда Академией наук СССР было издано распоряжение № 37/530 о создании при аппарате Президиума Дальневосточного научного центра Отдела научно-исследовательского флота штатной численностью 12 человек. Это был самый ранний из распорядительных документов, и на его основании появилось распоряжение Президиума Дальневосточного научного центра АН СССР о создании с 1 апреля 1973 года ОНИФ ДВНЦ АН СССР и передаче на баланс 12 судов различного назначения и исполнения, в числе которых разъездные катера «Вихрь», «Навет», малые научно-исследовательские суда «Шельф», «Морской геолог», исследовательские суда «Каллисто», «Атна», «Скафандр». В состав флота также вошли суда «Наука», «Гайдар», «Первенец», «Борей», «Морской Геофизик», «Поиск» и даже плавучая мастерская «ПМ-412».
Конечно же, в составе флота тогда не было новых судов. К примеру, судно «Каллисто», с его постройки в 1964 году на одной из верфей ГДР, по проектной конструкции представляло собой траулер-завод и принадлежало Приморскому управлению рыбной промышленности. В 1974 году судно прошло переоборудование под новое научное назначение в Находкинском судоремонтном заводе Министерства морского флота СССР.
Со второй половины 70-х годов флот НацОНИФ стал пополняться уже полностью новыми научными судами, специально построенными на заказ на польских и финских верфях. В 1975 году введён в эксплуатацию новый построенный причал в районе дома № 45 по улице Калинина.
С годами росла численность судов и работников плавсостава ОНИФ. В 1988 году, Постановлением Президиума Академии наук СССР на базе Отдела научно-исследовательского флота было создано Управление научно-исследовательского флота Дальневосточного Отделения академии наук СССР как полностью самостоятельная организация в форме юридического лица.
Не так давно, с учетом более широкого спектра задач и в связи с развернувшимся строительством и модернизацией научного флота, расширением полномочий, в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 26 октября 2021 года Управление научно-исследовательского флота получило новое наименование – Национальный оператор научно-исследовательского флота (НацОНИФ).
В настоящее время на судоверфи «Звезда» осуществляется строительство двух новых современных научно-исследовательских судов неограниченного района плавания, а в Ливадийском ремонтно-судостроительном заводе проводится модернизация флагманского научно-исследовательского судна НацОНИФ «Академик М.А. Лаврентьев».
Фото Анастасии Куликовой, газета «Дальневосточный учёный».