Поиск по сайту

«Академик Виктор Ильичев», «Академик Александр Лисицын» (Проект 123, 2 шт.)

Основные характеристики

длина наибольшая:122,5 м
длина по КВЛ:118,5 м
ширина наибольшая:20,0 м
высота борта:10,0 м
расчетная осадка от ОП:5,6 м
площадь грузовой палубы:390 м²
мощность ГЭУ:7840 кВт
мощность пропульсивной установки:4600 кВт
валовая вместимость:8877
водоизмещение:Водоизмещение судна при осадке 5,6 м составляет 8129,8 т

Дедвейт судна при осадке 5,6 м составляет 1493,2 т, включает в себя:

экипаж и спецперсонал:12 т
провизия:50 т
дизельное топливо:1051 т
раствор карбамида:19,1 т
термальное масло:8,3 т
пропиленгликоль:14,4 т
смазочное масло:8,4 т
масло в системе гидравлики:4,0 т
пресная вода:165,9 т

Автономность по запасам продовольствия и пресной воды составляет 50 суток.

Автономность по запасам топлива и масла, в соответствии с моделью использования, со­ставляет 50 суток.

Скорость хода на глубокой воде при полном водоизмещении (осадка 5,6 м) и 85 % максимальной длительной мощности ГЭУ, с учетом отбора мощности на судовые нужды, при волнении моря 2 балла, ветре 3 балла и свежеокрашенном корпусе составляет не менее 15 узлов. Скорость экономхода составляет 12 узлов.

Главная энергетическая установка

Главная энергетическая установка состоит из четырех главных дизель-генераторов (ГДГ) производства фирмы WARTSILAэлектрической мощностью около 1960 кВт каждый, располо­женных в машинном отделении (МО), чертеж № 123.360064.001 поз. 1. Генератор каждого ГДГ установлен на единой амортизированной раме с приводным дизельным двигателем соответству­ющего ГДГ.

Вспомогательная энергетическая установка

Для обеспечения судна электроэнергией при стоянке у необорудованного берега на судне предусмотрен стояночный дизель-генератор электрической мощностью 550 кВт. Для снабжения судна электроэнергией на аварийном режиме и для оживления ГЭУ преду­сматривается аварийный дизель-генератор (АДГ) электрической мощностью 332 кВт.

Для обеспечения теплом судовых потребителей на судне предусмотрена котельная уста­новка в составе двух термальных котлов тепловой мощностью около 1250 кВт каждый, установ­ленных в МО.

Движительный (пропульсивный) комплекс

Главный движительный комплекс состоит из двух ВРК типа Azipodмощностью около 2300 кВт каждая.

Конструктивно ВРК типа Azipodсостоит из:

  • погружного (в морскую воду) движительного модуля;
  • поворотного модуля, устанавливаемого непосредственно в корпусе судна;
  • винта фиксированного шага.

Конструкция элементов ВРК рассчитана по требованиям РС в соответствии с классом ле­дового усиления Arc4.

Оборудование для определения координат и удержания в заданной точке

Судно оборудовано системой динамического позиционирования (ДП) в соответствии с тре­бованиями ИМО на класс 2 и согласно знаку в символе класса судна РС DYNPOS-2.

Система включает:

  • систему энергообеспечения;
  • системы компьютеризированные управления;
  • станции операторов;
  • систему управления джойстиками на станции операторов;
  • системы определения местоположения спутниковые дифференциальные;
  • системы отслеживания курса;
  • датчики отслеживания углового положения и вертикального перемещения;
  • датчики измерения направления и силы ветра.

Для получения и передачи информации, ведения переговоров и выхода в Интернет экипажу и спецперсоналу предусматривается:

  • станция спутниковой связи VSAT- 1 компл.;
  • система спутниковой связи Fleeatbroadband- 1 компл.

Лаборатории и специальные помещения

Для проведения научно-исследовательских работ на судне предусматриваются постоянные лаборатории и специальные помещения в составе:

«мокрая» лаборатория № 1:55,4 м²
«мокрая» лаборатория № 2:79,3 м²
термостабилизированная лаборатория № 1:23,3 м²
термостабилизированная лаборатория № 2:20,5 м²
солемерная лаборатория (лаборатория проточной воды):14,7 м²
лаборатория радиоэлектроники:21,2 м²
центр обработки и хранения данных:29,9 м²
универсальная лаборатория № 1(биологическая):31,0 м²
универсальная лаборатория № 2:23,8 м²
универсальная лаборатория № 3 (геохимическая):30,8 м²
CTD-лаборатория (гидрологическая):23,8 м²

(CTD-зонды, аббревиатура от Conductivity, TemperatureandDepth — Проводимость, Температура и Глубина)

холодильная камера (0 °С и выше:45,2 м²
низкотемпературный холодильник (до -30 °С):17,9 м²
гидроакустический центр:73,9 м²
гравиметрическая лаборатория:13,0 м²
ангар:162,1 м²
помещение для наблюдателей на крыше рулевой рубки:35,4 м²
научный трюм:181,2 м²
кладовые баллонов № 1 и № 2:6,7 м² (общ.)

Контейнерные лаборатории

На судне предусматривается возможность установки контейнерных лабораторий, рефконтейнеров и специальных помещений на контейнерные фитинги.

В кормовой части судна, на палубе твиндека предусматривается непроницаемый отаплива­емый трюм для размещения научного оборудования, в том числе в контейнерном исполнении. Доступ в трюм осуществляется через водонепроницаемый люк в палубе. Погрузка/выгрузка гру­зов в трюм осуществляется штатными судовыми кранами, управляемыми из поста управления исследовательскими операциями или с переносных пультов. Внутри трюма предусматривается мостовой кран с грузоподъёмностью около 10 т. Управление системой перемещения грузов осу­ществляется с переносного пульта.

Оборудование для проведения научных исследований

Работа забортного оборудования обеспечивается с помощью океанографических лебёдок и спускоподъёмных устройств.

Номенклатура и расположение устройств позволяет комбинировать забортные работы с це­лью сокращения общей продолжительности рейса.

На ходу предусматривается возможность одновременного проведения не более трёх букси­ровок.

При позиционировании на точке обеспечивается техническая возможность проводить од­новременно до пяти забортных работ.

Комбинирование работы устройств планируется исходя из задач исследовательского рейса.

Для выполнения научных задач и обеспечения безопасности при использовании научного оборудования на судне предусматриваются океанографические лебедки. Лебедки оборудованы электрическим приводом с частотным регулированием и электронным управлением для обеспе­чения плавности хода.

Все океанографические лебедки установлены внутри судна в помещении лебёдок (58-76 шп., Трюм). Поступающие тросы доступны для промывки пресной водой и сушки. Преду­сматривается следующий комплект постоянно установленных океанографических лебёдок:

  • комплекс, состоящий из транзитной лебёдки с тяговым усилием 160 кН при скорости от 0 до 120 м/мин. и двух накопительных вьюшек канатоёмкостью по 9000 м кабель- троса или стального каната диаметром около 20 мм;
  • кабель-тросовая лебёдка с тяговым усилием 35 кН при скорости от 0 до 120 м/мин. канатоёмкостью 11000 м кабель-троса или стального каната диаметром около 10 мм;
  • два комплекса, состоящих из транзитной лебёдки с тяговым усилием 50 кН при ско­рости от 0 до 120 м/мин. и накопительной вьюшки канатоёмкостью 9000 м кабель- троса или стального каната диаметром около 10 мм;
  • комплекс, состоящий из транзитной лебёдки с тяговым усилием 150 кН при скорости от 0 до 120 м/мин. и двух накопительных вьюшек канатоёмкостью по 9000 м воло­конно-оптического кабель-троса или стального каната диаметром около 20 мм;
  • скоростная лебёдка с функцией скоростного травления троса под нагрузкой, с тяго­вым усилием 100 кН при скорости от 0 до 120 м/мин. канатоёмкостью 11000 м ка­бель-троса или стального каната диаметром около 14 мм;

Помимо стационарных лебёдок на судне предусматривается мобильная лебёдка с тяговым усилием 20 кН при скорости от 0 до 60 м/мин. канатоёмкостью 2000 м синтетического каната. Мобильная лебёдка хранится в научном трюме.

Для обеспечения забортных работ на главной палубе предусматриваются специальные спускоподъёмные устройства:

  • П-образная рама грузоподъёмностью на кабель-тросовом блоке 30 т и вспомогатель­ной лебёдкой грузоподъёмностью 10 т — на главной палубе в корме предназначена для работы с любым имеющимся на судне как буксируемым, так и спускаемом на точке оборудованием в комплексе с любой из океанографических лебёдок судна. Управление П-рамой производится из ПУИО и с переносного пульта, расположен­ного рядом с рамой;
  • Г-образная балка грузоподъёмностью на кабель-тросовом блоке 16 т и вспомогатель­ной лебёдкой грузоподъёмностью 3 т — на палубе А, с левого борта, в районе 42 шп.
  • предназначена для работы с драгой, грейферами и другими геологическими пробоотбоорниками, кроме сверхдлинной поршневой грунтовой трубки. Балка может работать с любой из океанографических лебёдок судна. Управление балкой произ­водится с переносного пульта, расположенного рядом;
  • выдвижная балка грузоподъёмностью на кабель-тросовом блоке 7 т — в ангаре, под подволоком, с правого борта, в районе 70 шп. предназначена для работы с CDT-розеттой в комплексе с одной из двух транзитных лебёдок с тяговым усилием 50 кН или с кабель-тросовой лебёдкой с тяговым усилием 35 кН. Управление балкой производится с переносного пульта, расположенного в ангаре и поста управления в CTD-лаборатории;
  • поворотная балка грузоподъёмностью на кабель-тросовом блоке 5 т — на главной па­лубе, с правого борта, в районе 30 шп Балка может работать с кабель-тросовой ле­бёдкой с тяговым усилием 35 кН и двумя транзитными лебёдками с тяговым усилием 50 кН, одной из двух транзитных лебёдок с тяговым усилием 50 кН и с мобильной лебёдкой. Управление балкой производится с переносного пульта, расположенного рядом;
  • устройство для работы с грунтовыми трубками длиной до 32 м — на главной палубе, с правого борта, в районе 53 шп. предназначено для работы в комплексе с тяжелой полноповоротной кран-балкой и палубным краном, расположенным в кормовой ча­сти судна по правому борту. Управление устройством производится из ПУИО и с переносного пульта, расположенного рядом с местом его установки;
  • тяжелая полноповоротная балка грузоподъёмностью на кабель-тросовом блоке 25 т при максимальном вылете около 20,5 м, с грузовой лебёдкой грузоподъёмностью не менее 16 т и вспомогательной лебёдкой г/п 10 т. Балка предназначена для работы на точке с любым погружным оборудованием, предусмотренным на судне, включая сверхдлинную поршневую грунтовую трубку, и может работать в комплексе с лю­бой из океанографических лебёдок судна. Управление балкой производится из ПУИО и с переносного пульта, расположенного рядом с местом её установки. Балка может использоваться в качестве крана.

Научное оборудование

Для обеспечения исследовательских операций в корпус судна встроено следующее обору­дование:

  • судовая метеостанция с комплектом датчиков;
  • инерциальная система навигации для гидрографических и многолучевых съемок;
  • стационарный акустический доплеровский измеритель течений, центральная часть днища судна;
  • стационарный акустический доплеровский измеритель течений, центральная часть днища судна для работы на мелководье;
  • однолучевой глубоководный трехчастотный эхолот, антенна встроена в днище судна;
  • многолучевой эхолот (рабочие глубины до 8000 м), антенна встроена в днище судна;
  • многолучевой эхолот для работы на мелководье, антенна встроена в днище судна;
  • параметрический профилограф для глубокого моря;
  • система обеспечения подводного позиционирования.

Для обеспечения позиционирования телеуправляемого подводного аппарата предусмот­рена установка навигационной гидроакустической системы с антенной.

Вертолётная площадка

В носовой части судна предусматривается вертолётная площадка, пригодная для посадки вертолётов с максимальным габаритным размером до 25,3 м и массой не более 13 т.